Мрак

Еще в июле 1941 году под землей было оборудовано бомбоубежище, по главным штольням провели электричество. Электрический ток для гарнизона давали генераторы 2-х тракторов:

колёсного Фордзона и гусеничного трактора-тягача С-60 «Сталинец». Горючее экономили, и трактора запускали в самых крайних случаях – для обеспечения связи или, например, когда, нужно было сделать операцию раненому солдату. Но один трактор засыпало завалами в результате взрыва – по шуму враг вычислил место расположения стратегически важного объекта. Когда топливо второго трактора закончилось приходилось выходить из положения.

Бойцы придумали резать автомобильные шины на тонкие лоскуты и поджигать их. Большой запас шин был завезен сюда при отступлении. Под землей некуда ездить, зато резина горит неплохо, хоть и чадит нещадно. Шины горели, коптили потолок, забивали гарью легкие, слизистые носа, бронхов, но давали хоть какой-то свет.

Использовался для освещения и горящий телефонный кабель. По закопчённости стен можно понять, насколько тяжело приходилось выживать в этой копоти.

На местах стоянок использовали коптилки-лампадки: ставили на каменные выступы обрезки гильз от снарядов с опущенными в горюче-смазочный материал фитилями из ветоши.

Носить коптилки в руках без дополнительных приспособлений невозможно – металл гильз быстро раскаляется. Для перемещения по центральным штольням натягивали телефонные кабели, укрепленные на высоте человеческого роста, чтобы каждый человек, держась за него, смог добраться к нужному месту, даже в кромешной темноте

Если штольни хорошо проветривались, разжигали костры.

Фордзон Путиловец сейчас хранится в подземном музее.

А «Сталинец» был поднят на поверхность в 2016 году, реставрирован и установлен на пьедестале в сквере памяти поселка Аджимушкай.